класс!! 31.11.16. Заметка от блогеров.
"Сегодня 31 октября, в России вспоминают легендарного актера Анатолия Папанова. Замечательному актеру, любимцу миллионов сегодня исполнилось бы 94 года. К сожалению, уже четверть века он покоится на Новодевичьем кладбище в Москве, однако его место и на сцене, и на экране до сих пор не удалось занять никому.
В день рождения Анатолия Папанов вспоминаем самые яркие его высказывания – о войне, на которой ему довелось побывать, о сыгранных ролях и о личном.
1. О войне
Я видел, как люди возвращались из боя совершенно неузнаваемыми. Видел, как седели за одну ночь. Раньше я думал, что это просто литературный прием, оказалось - нет. Это прием войны…
Говорят, человек ко всему привыкает. Я не уверен в этом. Привыкнуть к ежедневным потерям я так и не смог. И время не смягчает все это в памяти…
«Холодное лето пятьдесят третьего» (режиссер Александр Прошкин, 1987 год)
2. Об искусстве
Я не верю в большого человека с маленькой эрудицией. Мне кажется, талант приносит плоды только в совокупности с опытом, культурой, постоянным расширением знаний…
В искусстве - как в спорте: когда спринтер бежит с сильным противником, даже если он идет вторым, то показывает лучший свой результат, или в шахматах - сильный противник ставит сложные задачи, мобилизующие мозг.
Спектакль «Ревизор» (режиссер Валентин Плучек, 1982 год)
3. О ремесле
Мне кажется, чтобы стать хорошим драматическим актером, надо голодать, холодать, побывать под пулями - в общем, хлебнуть горя. А потом вложить частичку всего пережитого в человека, которого играешь.
Я думаю о «записной книжке» художника… Она должна быть у каждого актера. «Записная книжка», в которую мы должны записывать жизнь. И неважно, в памяти ли мы храним все факты, события, встречи или же заполняем записями чистые листки блокнота. Нельзя быть актером, нельзя быть художником без любопытства к жизни.
«Берегись автомобиля» (режиссер Эльдар Рязанов, 1966 год)
4. О сыгранных ролях
Мне не слишком интересно воплощать на сцене и экране персонажей, для изображения которых требуется какая-то одна краска. Я всегда старался этого избегать.
Артист не должен быть прочитанной книгой для зрителя - ни его творческая лаборатория, ни его личная жизнь не должны маячить на семи ветрах.
«Белорусский вокзал» (режиссер Андрей Смирнов, 1971 год)
5. О личности
Можно быть интеллектуально развитым, можно быть кем угодно, но если человек бессовестный, то уже для меня… будь он семи пядей во лбу… для меня этот человек не существует, я его не уважаю.
Интеллигентность - металл очень дорогостоящий. Она воспитывается с детства. Труд это колоссальный, но и благодарный.
«12 стульев» (режиссер Марк Захаров, 1976)
6. О семье
Когда близкие верят в тебя, вслед за ними ты сам становишься способен сделать многое.
Журналисты, да и некоторые зрители, часто спрашивают: «А что в вашей жизни было самое-самое?» Я отвечаю: «Мама». Но так как вопрос этот обычно задается в череде других вопросов, — к примеру, между: «Каковы ваши дальнейшие творческие планы?» и «Ждать ли продолжения серии „Ну, погоди“?» - то и мое ответное слово скромно теряется в ворохе других… К сожалению. Потому что хоть и простое это слово, всем известное, но у всякого человека так много за ним стоит…"